Содержание Нарушение требований закона или прав и интересов участников сделки может повлечь признание сделки недействительной. Положения ГК РФ о недействительности сделок распространяются как на сделки между гражданами, так и между ...
Проверяем контрагента правильно
Содержание
Проверка партнёра в современных реалиях ведения бизнеса — не блажь и не прихоть, а необходимая мера. Потенциально сотрудничество почти с каждой 20-й фирмой способно привести к отрицательному результату в виде срывов сроков исполнения поставленных задач, убытков и банального обмана. Чтобы подобные ситуации не расстраивали, нужно заранее собирать данные о контрагенте, поскольку законом это не запрещено.
С чего начать
Разумеется, сначала необходимо удостовериться, что компания существует не только на бумаге, а действительно работает в выбранном направлении, зарегистрировавшись в госорганах. Проверить это можно несколькими законными методами.
- Определить подлинность ИНН.
Все мы знаем, что ИНН — не бессмысленный ряд цифр, а официальный код, присваиваемый существующей компании. Понять, подлинный ИНН предоставил поставщик или филькину грамоту, можно через спецпрограмму, предназначенную для формирования сведений о доходах физлиц. Если номер поддельный, он не будет отвечать требованиям алгоритма, и последует оповещение об ошибке. Кроме этого, возможна проверка ИНН на сайте самой налоговой или на портале «Контур.Фокус».
- Изучить бухгалтерскую отчётность.
Актуальный бухгалтерский баланс, проверенный налоговой, поможет правильно оценить контрагента. Если он не предоставляет баланс по требованию, следует также воспользоваться сервисом «Контур.Фокус», поскольку в нём собрана бухгалтерская отчётность организаций, подающих документы в Росстат.
Баланс важен по той причине, что позволяет получить именно ту информацию об организации, которая нужна для адекватной проверки. А именно:
- Ведёт ли компания деятельность.
- Сдаёт ли она отчёты в компетентные органы.
- Располагает ли она капиталом и если да, то каким. Мизерный уставной капитал, слишком низкая цена активов и внушительные долги должны настораживать. Да и обороты организации, которые намного ниже суммы предстоящей сделки, тоже не говорят ни о чём хорошем. Поэтому сотрудничать со столь сомнительным контрагентом не стоит.
Взяв на вооружение отчётность, можно получить представление о финансовом положении фирмы и о динамике её деятельности. А чтобы не тратить уйму времени на изучение финотчёта, на сервисе «Контур.Фокус» рекомендуем сразу переходить по ссылке в карточке нужного вам контрагента, ведущей на страницу с мини-финанализом. Так можно рассмотреть основные показатели в бухгалтерских формах и этим самым облегчить себе задачу.
Если же хочется узнать, насколько исправно компания уплачивает налоги и предоставляет налоговую отчётность, стоит заглянуть на сайт ФНС, где фиксируются данные о неплательщиках и нарушителях.
- Взять выписки.
Типичная бумага из ЕГРЮЛ прямо доказывает то, что компания действительно зарегистрирована в госорганах и в день взятия этого документа состояла на учёте. Выписка также позволит сверить реквизиты, указанные фирмой в бумагах, и удостовериться в их подлинности.
Взять выписку можно в «Контур.Фокус», в ФНС и напрямую у возможного партнёра. Первый выдаёт документ в кратчайшие сроки, поэтому много времени тратить не приходится. А если ещё поставить контрагента на наблюдение, то сведения о малейших изменениях в ЕГРЮЛ/ЕГРИП начнут приходить на электронный почтовый ящик.
- Получить копию документа о госрегистрации.
Её наличие подтвердит то, что контрагент — юрлицо, уплачивающее налоги. При желании можно запросить лист записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, поскольку теперь ИП и юрлица при регистрации получают листы этих двух реестров.
Если не хочется просить возможного партнёра предоставить вышеописанные документы, стоит снова зайти на сайт ФНС или «Контур.Фокус».
- Действовать осмотрительно.
Сегодня не достаточно рассмотреть контрагента со всех сторон, чтобы убедиться в его благонадёжности. Необходимо ещё доказать то, что вы не сидели сложа руки, а действительно всячески проверяли возможного партнёра. Зачем это нужно? Причина проста: собранные доказательства помогут при возможных судебных тяжбах легко подтвердить, что вы выполнили всё, чтобы не попасть впросак.
По мнению налоговиков, организации при выборе деловых партнёров поступают неосмотрительно, если:
- обсуждают поставку и ставят подписи в договорах, не располагая прямыми контактами руководства фирмы-партнёра;
- не имеют данных о фактическом расположении офиса партнёра и других закреплённых за ним помещений (складов, торговых залов и т. д.);
- не располагают информацией о госрегистрации партнёра в ЕГРЮЛ;
- не имеют копий паспорта или иного документа, идентифицирующего руководителя фирмы-контрагента.
Налоговая способна укорить в неосмотрительности ещё и в том случае, если у вас будет отсутствовать информация, касающаяся наличия допуска у предполагаемого партнёра к определённым видам работ, лицензии или другого разрешительного документа, без которого сотрудничать нельзя. А ещё вы обязаны проверять информацию об иных игроках рынка аналогичных услуг и товаров, а не останавливать свой выбор на первой попавшейся компании, чтобы не вызвать сомнение у налоговой.
Ключевые данные об организации
К таковым относятся:
- Настоящее место базирования контрагента.
Когда юридический и фактический адреса не совпадают, не нужно на возможного партнёра сразу же навешивать ярлыки. Данные ФНС показывают, что большая часть организаций, работающих на законных основаниях в России, располагаются не по юридическому адресу, указываемому в их документации. Из-за этого налоговая настоятельно советует проверять настоящее местонахождение потенциального партнёра до заключения сделки, а не после неё. Следовательно, нужно самостоятельно выезжать на адреса контрагента, которые известны. Конечно, на это уйдёт время, но лучше перестраховаться, чем потом корить себя за халатность и лень.
Так можно будет уточнить, где на самом деле располагается офис организации, и оценить другие принадлежащие ей помещения. Лучше всего наносить визит инкогнито в роли типичного клиента или физлица, заинтересованного в сотрудничестве.
На сервисе «Контур.Фокус» можно увидеть строительные объекты, которые располагаются по интересующему вас адресу и рядом, благодаря картам «Яндекса» и Google.
- «Массовость» адреса.
Однодневные сомнительные фирмы часто используют массовые адреса. Минфин заверяет: если компания при регистрации подаёт недостоверный юридический адрес, то в процедуре ей можно отказать. Если была получена информация о «массовости» адреса, нужно проверять правдивость данных в ЕГРЮЛ.
Контроль над такими адресами постепенно ужесточается, поэтому сегодня налоговая обращается с требованием предъявить в регистрирующий орган правдивые сведения о своём адресе как к новоиспечённым компаниям, так и к уже состоявшимся организациям. Разумеется, отмолчаться ни у кого не получится, поскольку при неподтверждённом адресе предприниматели рискуют потерять место в реестре. Вот поэтому иметь дело с компаниями, использующими сомнительные адреса, рискованно.
Для проверки «массовости» адреса нужно открыть сайт ФНС, где с помощью спецсервиса введённый адрес сверяется с перечнем массовых адресов. Помочь в решении этого вопроса может и «Контур.Фокус», который показывает, какие именно организации закреплены за вводимым адресом.
- Соблюдение налогового законодательства.
Компаниям разрешено запрашивать в налоговой сведения об уплате налогов каким-либо предпринимателем. Правда, налоговики не обязаны отвечать, поэтому нет гарантии, что у них можно будет узнать, выполняет ли фирма взятые на себя обязательства перед государством и нарушает ли она действующие законы о налогах. Для фиксации факта обращения рекомендуется направлять запрос заказным письмом или самому посещать канцелярию налоговой. В первом случае у вас останется уведомление и опись, а во втором — копия запроса, подтверждающая его принятие. Эти документы тоже являются доказательством осмотрительности компании, желающей проверить потенциального делового партнёра.
- Возможности контрагента.
Стоит уделять внимание времени, которое контрагент затрачивает на оказание услуг, производство товаров, доставку; поинтересоваться другими особенностями, характеризующими его возможности. Так можно будет понять, способен ли он соблюдать условия договора надлежащим образом, или нет.
- Государственные контракты.
Если компания не единожды имела дело с госконтрактами и добросовестно исполняла обязательства, как того требовали условия договоров, то её можно считать надёжной. Однако при этом необходимо учитывать условия региона, в котором она работает. Информация о госконтрактах представлена на сайте госзакупок. При желании можно проверить некоторые сведения (имя заказчика, номер контракта, его статус) на «Контур.Фокус» и этим самым сэкономить своё время.
- Арбитражные дела.
Репутацию налогоплательщика на рынке можно подвергнуть анализу и по арбитражным делам, которые также подтвердят вашу осмотрительность. Нужно выявить, участником каких споров являлся контрагент, был ли он замешан в сомнительных схемах, связанных с налогами, и есть ли иски по неисполнению обязательств. Если споров в истории организации достаточно много, стоит очень хорошо подумать, прежде чем начинать с ней сотрудничать.
Типичность споров также заслуживает внимания. Компания, участвующая в очень похожих спорах, скорее всего, предлагает договоры, в которых есть подводные камни, рассчитанные на клиентов, не разбирающихся в нюансах законодательства. Но, прежде чем уличать возможного контрагента в хитрости, нужно провести экспертизу споров с участием опытного юриста.
Проверка юрлица в этом случае выполняется двумя способами:
- Через «Контур.Фокус», куда арбитражные дела попадают непосредственно из картотеки ВАС. Алгоритм самостоятельно привязывает дела к карточкам фирм даже при отсутствии точной информации об их реквизитах. Открыв карточку, можно увидеть, сколько дел фирма выиграла/проиграла и в каком объёме исковых требований принимала участие.
- Непосредственно на сайте ВАС в картотеке арбитражных дел. Чтобы получить исчерпывающую информацию об интересующем вас контрагенте, необходимо внести его название или указать ОГРН/ИНН. Система быстро осуществит поиск и выдаст перечень дел, в которых участвовала организация. Каждое сопровождается процессуальной документацией и сведениями о стадии судебного разбирательства.
Сведения о людях
К таковым относятся:
- Информация о ключевых фигурах.
Массовость сегодня — большая проблема не только адресов, но и людей, стоящих у руля компаний. Если наблюдается сей факт, то контрагент, возможно, входит в ряды однодневок. Посредством «Контур.Фокус» можно определить, какое количество организаций учреждено конкретным человеком, какую должность он в них занимает и сколько из таких фирм продолжают свою работу. На сайте ФНС доступна информация и о том, какие физлица являются руководителями/учредителями юрлиц и сколько таких юрлиц с ними связано.
- Характер полномочий руководителей.
Минфин советует при проверке возможного делового партнёра требовать документы, подтверждающие полномочия руководителя/представителя. Если на бумагах свою подпись ставит последний, следует запрашивать у фирмы документ (например, доверенность), который будет подтверждать его право делать это от лица компании.
Не стесняйтесь просить у предполагаемого контрагента документы, удостоверяющие личность руководителя. Это позволит сравнить данные и убедиться, что паспорт действительно принадлежит человеку, который возглавляет фирму.
- Информация о дисквалификации.
Физлица, попавшиеся на подделке бухгалтерских, учётных документов, организации липового банкротства, сокрытии принадлежащего им имущества и на иных подобных поступках, часто заносятся в чёрный список налоговой. Проще говоря, данные о них появляются в реестре дисквалифицированных лиц, а дисквалификация не позволяет:
- занимать должности, связанные с управлением;
- состоять в совете директоров;
- заниматься предпринимательством по управлению юрлицом.
На сайте ФНС рекомендуется проверять главу фирмы «на чистоту» через удобный спецсервис. Для выполнения поиска требуется ввести ОГРН и название организации.
Информация о сделках
В данном случае проверяются:
- Персональные контакты сторон.
При сделке их наличие — важное условие, поскольку они тоже могут стать подтверждением осмотрительности. Если по каким-то причинам эти контакты отсутствуют, следует собрать сведения, объясняющие условия подписания договора: например, какие люди вели переговоры, кто из сотрудников компании доставил товар и т. д.
- Документация.
Тщательное изучение бумаг, сопровождающих сделку, позволит оградить себя от претензий со стороны налоговых инспекторов и в будущем избежать судебных прений. До заключения договора следует уделять внимание:
- Соответствию документации НК РФ и остальным законам.
- Логическим противоречиям. Таковые должны полностью отсутствовать.
- Подписям. Нужно собрать бумаги и сравнить подписи сотрудников. Если от имени одного сотрудника/руководителя проставлены разные подписи, то такие бумаги ИФНС может признать фиктивными.
В прошлом году ФНС активировала сервис «Прозрачный бизнес», позволяющий быстро получать различные данные о налогоплательщиках в одном месте. Вбив в поиск ИНН, ОГРН, можно увидеть, когда и как юрлицо было образовано, где оно проходило регистрацию, каким капиталом располагает и т. д. Если вы видите в разделе знак треугольника, уделите информации повышенное внимание.
Содержание «Теория соматических прав и Lex genetica» В рамках третьей части цикла «Права человека — высшая ценность и достижение человечества» мы уже успели познакомиться с феноменом цифровых прав. От неосязаемой «цифры» ...
Содержание В предыдущем материале о правах человека мы рассмотрели краткую историю вопроса, продемонстрировали, как идея прав человека зарождалась и находила отражение в юридических документах. Сегодня будет больше теории. Мы исследуем ...