ЮК Юридиция

info@yurfirm.ru Бесплатная консультация
Проспект Мира, д. 95, стр. 1, этаж 17, офис 1705

Права человека — высшая ценность и достижение человечества

актуально на 24.04.2024

Содержание

Слово автора

На сайте Совета Европы об этом феномене написано следующее: «Права человека подобны броне: они защищают вас; они подобны правилам, поскольку говорят вам, как можно себя вести; и они подобны судьям, потому что вы можете к ним взывать. Они абстрактны — как эмоции, и как эмоции они принадлежат каждому и существуют, что бы вокруг ни происходило. Они подобны природе, потому что их можно попирать; и подобны духу, потому что их невозможно разрушить. Подобно времени, они одинаково относятся ко всем нам: богатым и бедным, старым и молодым, белым и чёрным, высоким и низкорослым. Они предлагают нам уважение, и требуют от нас относиться с уважением к другим. Мы можем иногда расходиться в определении доброты, истины и справедливости, но, встретившись с ними в жизни, мы их обязательно узнаем».

Концепция прав человека это настоящая философия бытия, в котором человек возвышается над миром живых существ и есть «мера всех вещей» (Протагор). Это настоящая юриспруденция, потому что классическая теория естественного права, юридическая социология, правовая аксиология и многие другие направления современных исследований непредставимы без обращения к идее прав человека. Наконец, это поистине достижение человечества, ведь именно идея прав человека вдохновляла цивилизованный мир на документы от Билля о правах 1689 года до Международного билля, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а также факультативные протоколы к ним.

Тема прав человека неисчерпаема. С этим соглашаются учёные-правоведы, исследующие новые горизонты прав человека как «универсальной социальной ценности в тисках земных противоречий» (В. В. Невинский). Это чувствуют молодые бакалавры, которым только прочитан курс теории государства и права (конечно, если эти молодые бакалавры пришли в профессию с открытым сердцем). Об этом догадываются и те специалисты, чья деятельность не связана с юриспруденцией, потому что права человека принадлежат всем.

Прелюдия вышла долгой неспроста. Тема настолько многослойная, интересная и по-настоящему важная, что впервые мы решили не ограничиваться одним материалом, а сделать несколько серий. В итоге получилась трилогия «Права человека — высшая ценность и достижение человечества».

В сегодняшней первой части мы рассмотрим исторический аспект, затронем вопрос эволюции идеи прав человека в контексте развития человечества.

Вторая часть будет посвящена категории «права человека», многообразию её научного осмысления и подходов к пониманию. Забегая вперёд, заметим, что на права человека (казалось бы, самую кондовую тему в праве) существует масса разнообразных углов зрения.

Третью часть мы посвятим правам человека в современном мире. Цифровое право (IT-law), Lex genetica и биоэтика (генетические тестирования, генетическая инженерия и их социально-правовые последствия), глобализация и всё, что из неё проистекает, — это происходит сегодня, трансформирует классическую концепцию прав человека и представляет большой интерес. «Соматические права», право на забвение, право на смерть, право на жизнь после жизни — тоже права человека в новой реальности.

права человекаИтак, часть первая ретроспективная. 

Часть первая

«Права человека. От законов Хаммурапи до Всеобщей декларации»

 Древний мир: Хаммурапи, фараоны, Конфуций, Африканский взгляд

Идея, согласно которой люди обладают неотъемлемыми правами, возникала во многих культурах ещё в древности. Юридические памятники говорят нам о том, что ценность прав человека не является достижением либеральной западной мысли или изобретением аксиологии права в ХХ веке. Всё было гораздо раньше.

Человек всегда жаждал справедливости. За справедливость пролилось немало крови в мировой истории, но ничего более универсального и действенного для достижения справедливого порядка, чем юридические инструменты, человечество придумать не сумело, хотя и воевать не перестаёт для усиления эффекта.

Первым письменным кодексом, в котором монарх давал торжественное обетование «править царством справедливо, истреблять злых и жестоких, не позволять сильным притеснять слабых», был Свод законов Вавилонского царя Хаммурапи (около 2000 г. до н.э.).

Древний Египет не ушёл далеко. Примерно в то же время, что и в Вавилоне, некий фараон постановлял: «Когда с Верхнего или Нижнего Нила приезжает проситель, сделайте так, чтобы был соблюдён обычай и уважались права каждого человека».

На Востоке большую роль сыграло учение Конфуция, одна из главных идей которого заключается в сострадании и любви к другим людям. Именно Конфуцию первому приписывают слова: «Не желай другим того, чего не желаешь себе». Современные китайские юристы верят, что в основе идеи защиты прав человека лежит именно учение Конфуция.

Африканский взгляд на мир в древности обозначался зулусским словом «ubuntu» (человечность). Содержание слова «ubuntu» лучше всего передаёт выражение «человек становится человеком в обществе других людей». В какой-то степени это понятие применимо к правам человека и современной концепции их пределов: «Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека».

Вам может быть интересно:  Руссо туристо облико легале

«Ubuntu» — это ещё и предтеча принципа равенства прав людей, живущих в сообществе: никто не выше другого и, лишая других права быть человеком, мы сами перестаем быть людьми. Африка как колыбель человечества не могла не быть первой в постижении этой истины.

XIII-XVIII века: Magna Carta, первый Билль, Джон Локк, Великая французская революция

Серьёзную трансформацию идея прав человека прошла и как концепция оформилась позднее. К смутному ощущению неотъемлемости прав и природной жажде справедливости постепенно прибавлялись понятия достоинства, свободы, равенства.

Потребовались усилия многих поколений и, конечно, тонны крови (куда человечеству без войн и революций?), чтобы идея прав человека была концептуально осознанна.

В 1215 году в Англии принимается Великая хартия вольностей (Magna Carta), которая принудила короля впредь править согласно закону. Справедливо заметить, что Хартия защищала лишь права привилегированного класса, а не права человека вообще. Но это был первый юридический документ, отдалённо напоминающий современные конституции и конвенции, и на него ссылались, чтобы защитить свои свободы.

На этом, как известно, англичане не успокоились. В 1689 году английский парламент принял Билль о правах («Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны»). Помимо положений, ограничивавших власть монарха, Билль декларировал целый ряд прав подданных: свободу подачи петиций королю; свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда; свободу от чрезмерных наказаний; свободу слова и дебатов; свободу выборов в парламент.

Для концепции прав человека в Новое время Билль о правах — поистине революционный документ.

Большой вклад в эту концепцию внёс английский философ Джон Локк. Своё учение он строил в рамках естественно-правовой доктрины. Права человека, по Локку, есть неотъемлемое условие его свободы и жизни. Права являются неотчуждаемыми и стоят превыше государства, поскольку человек определяется как высшая ценность. Локк настаивал, что права человеку принадлежат от рождения, а не даруются государством. Более того, легитимность государства зависит от того, насколько оно соблюдает эти права.

Идеями Джона Локка вдохновлены современные конституционные документы. Надо сказать больше: именно Локк считается основателем теории конституционализма, автором принципа разделения властей, доктрины правового государства и гражданского общества. Откройте Конституцию Российской Федерации: с каждой страницы первых двух глав английский философ посылает нам «чеширские» улыбки.

На благо концепции прав человека потрудились и французы. В 1789 принимается легендарная Декларация прав человека и гражданина. И здесь велик вклад философов: Вольтера, Монтескьё, Руссо и других. В Декларации впервые чётко артикулирована идея равенства, провозглашена свобода (помните «Свобода, равенство, братство»?), регламентирован естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Этот грандиозный документ, в котором отразились идеи естественного права, до сих пор является фундаментом французского конституционализма.

XX век: тяжёлый путь к Международному биллю о правах человека и …снова «ubuntu»

Казалось бы, как после великих идей Просвещения человечество не смогло предотвратить мировые войны в XX веке? Но вопрос лишён смысла. Войны не прекратятся, пока будет стоять мир. Вторая мировая война стала самой жуткой катастрофой всех времён и продемонстрировала, что человечеству необходим всеобщий договор о правах человека. Устав ООН в этом плане был явно недостаточен.

10 декабря 1948 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Декларация, несомненно, стала крупным достижением своего времени. И сегодня, несмотря на звучащие порой предложения отменить её как документ, «сыгравший свою историческую роль», Декларация остаётся самым важным в мире инструментом защиты прав человека.

Всеобщая декларация прав человека стала ядром так называемого Международного билля о правах человека. В него также вошли Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба приняты в 1966 году) и факультативные протоколы к ним.

В 1950 рядом стран была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод, известная как Европейская конвенция по правам человека. В России Конвенция и некоторые протоколы к ней ратифицировали только в 1998 году.

Проходит время, международные и национальные документы о правах человека продолжают принимать. Появляются акты, направленные на защиту прав отдельных социальных групп: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц и так далее и тому подобное.

Актов много, каталог их пополняется. Вот только человечество не перестаёт воевать. Может, нам стоит мысленно вернуться в свою колыбель, в Африку, и вспомнить про «ubuntu», веру во вселенские узы общности, связывающие всё человечество?

Когда ваш покорный автор готовил этот материал, ему на глаза попалась статья «Ubuntu — я есть, потому что ты есть».

Пожалуй, ссылка на неё — лучший эпилог для первой части нашей трилогии. Буду надеяться, что вы пройдёте по этой ссылке.

А продолжение следует.

Поделится статьей:
Вам может быть интересно:
Брачный договор - Юридиция
Признание брачного договора недействительным: основания, сроки, судебная практика
Виктория Бурла

Содержание В западном мире брачный контракт воспринимается более чем обыденно. В США, например, соглашением регулируются не только финансовые взаимоотношения супругов, но и аспекты их бытовой и личной жизни. В России ...

Субсидиарная ответственность: понятие, проблемы и тенденции – 2021
Виктория Бурла

Содержание Субсидиарная ответственность — категория гражданского права Субсидиарная ответственность (лат. subsidiarius — резервный, вспомогательный) понимается как право взыскания неполученного долга с другого, резервного лица, если основной должник не может его ...

Федеральной службы судебных приставов
Как узнать о наличии задолженности у Федеральной службы судебных приставов
Виктория Бурла

Непогашенные долги способны отравить жизнь даже самого беспечного человека. Все знают чувство лёгкости, которое возникает, когда мы закрываем свои обязательства, когда мы действительно никому ничего не должны, и каждый хотя ...

Закажите услугу
Вы оставляете заявку
Мы связываемся с Вами
Изучаем материалы дела
Подписываем договор
Решаем вопрос
Вы получаете результат