ЮК Юридиция

info@yurfirm.ru Бесплатная консультация
Проспект Мира, д. 95, стр. 1, этаж 17, офис 1705

Права человека — высшая ценность и достижение человечества. Часть вторая

В предыдущем материале о правах человека мы рассмотрели краткую историю вопроса, продемонстрировали, как идея прав человека зарождалась и находила отражение в юридических документах.

Сегодня будет больше теории. Мы исследуем права человека с точки зрения их определения как научной категории и принципов, на которых строится концепция.

Концепция прав человека: философские, морально-религиозные, юридические основания

В основе концепции прав человека лежат две базовые ценности: человеческое достоинство и равенство. Нам ближе всего именно аксиологический подход к этой концепции, то есть взгляд на права человека через призму ценностей, потому что именно с оценок и осознания важности, ценности чего-либо начинаются великие дела. Если бы достоинство человека не признавалось ценным, если бы ещё в древности не существовало уважения к справедливости, понимания — пусть и смутного — её важности, человечество никогда не пришло бы к универсальной доктрине прав человека. Всё начинается с ценности, а ради дорогого стоит и побороться.

Права человека также можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства. Их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в своём достоинстве все люди равны.

Из ценности человека, его достоинства, жизни вытекают и собственно юридические основания концепции прав человека. Но о них немного позднее. Дело в том, что юридические основания не являются первичными.

В прошлой статье мы писали о том, что для признания того факта, что любой человек, независимо ни от чего, обладает правами в силу рождения, потребовались века на осмысление идей справедливости, свободы, равенства. При этом концептуальной базой служило не право, а философия, мораль и религия. Право выступило лишь инструментом.

Именно морально-философские основания обеспечили концепции прав человека универсальность и интернациональное значение. Потребность в универсализации была настолько глубоко осознана мировым сообществом после трагедии Второй мировой войны, что сегодня трудно представить локальную концепцию прав человека, которая принципиально отличалась бы от идеальных моделей, воплощённых Всеобщей декларацией прав человека.

Понятно, что справедливость, как и правда, у каждого своя, но ценность справедливости как таковой для любого общества достаточно высока, чтобы использовать её для обоснования идеи равенства.

Хотя и равенство равенству рознь. Самый известный документ в этой области — Всеобщую декларацию прав человека — называют «светским пониманием иудео-христианской традиции»: так много в ней от священных книг. В 1990 году государства-члены Организации исламского сотрудничества (сегодня это порядка 60 стран) приняли Каирскую декларацию о правах человека в исламе. Всеобщая декларация 1948 года показалась им чрезмерно «христианизированной», потому было решено адаптировать те же универсальные идеи прав человека с позиций ислама, утвердив шариат в качестве единственного валидного источника.

Что ж, имеют право, но суть это мало изменило: концепция осталась универсальной.

Теперь, собственно, к праву, к юридическим основаниям.

Идея прав человека неотделима от естественно-правовой доктрины. Это означает, что права принадлежат человеку не потому, что так записано в конституции, а по факту рождения человека, как естественное положение дел.

С другой стороны, для того, чтобы это естественное положение дел ни у кого не вызывало сомнений, права человека должны защищаться государством через издаваемые им законы и определённую систему гарантий и защиты. Поэтому в современных конституциях правам человека посвящаются целые главы и разделы, президенты, помимо прочего, являются гарантами прав и свобод человека и гражданина, а государственный аппарат пополняется такими институтами, как уполномоченный по правам человека. Всё это именуется позитивными механизмами, они должны работать во имя естественного положения дел.

В целом, относительно государственного аппарата нужно сказать, что деятельность всех органов, его составляющих (в широком смысле это  законодательная, исполнительная, судебная власть и не только), осуществляется во благо человеку, его прав и свобод. В российской Конституции прямо закреплено, что права и свободы человека определяют смысл и содержание деятельности всех властных институтов (статья 18). На практике может складываться по-разному, но таков идеал.

С точки зрения юриспруденции концепция прав человека зиждется на ряде принципов, то есть определённых основополагающих идей, начал. Лучше всего о принципах в этой части пишут конституционалисты, поскольку права человека считаются ядром правового статуса личности и элементом одного из главных институтов конституционного права. Именно конституционалисты, обобщив полноту юридической мысли, пришли к выводу, что правовой статус человека, его права и свободы базируются на следующих принципах:

  1. Приоритетный, ценностный характер прав человека. Мы уже отмечали, что права человека задают тон деятельности государства, о чём говорит статья 18 Конституции Российской Федерации. Но более того: российская Конституция прямо называет человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2). Становится понятно, что с ценностей мы начинали не просто так, а потому что это принципиально.
  2. Равенство. Или юридическое (формальное) равенство. Или ещё говорят: «равноправие». Предполагает равенство в правах, а также равенство всех перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, убеждений и так далее. Включает и равенство перед судом, а также маленькую деталь, о которой часто забывают или не хотят помнить: равенство юридических обязанностей и оснований юридической ответственности. Да-да, права всегда неизбежно влекут обязанности. Об этом далее.
  3. Неотчуждаемость. Этот принцип развивает естественно-правовую доктрину и имплементирован в Конституции Российской Федерации в статье 17. Нужно понимать, что не государство дарует права, а Господь Бог, природа, космос, чудо рождения — кому что ближе. И ещё одно: в государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  4. Связанность с обязанностями. Это наше, юристов, любимое. Дело в том, что об этом принципе часто либо не знают, либо не помнят, либо некорректно понимают его. Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это так называемые пределы прав. Во-вторых, что вытекает из первого, права не бывают без обязанностей. Право любит отражаться как бы в зеркале: если у каждого есть право на жизнь, то у каждого есть и обязанность не нарушать чужое право на жизнь. Логично.
  5. Непосредственный характер действия. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», — сказано в статье 18 Конституции, которую мы уже в третий раз вспоминаем: так она нам нравится. Наряду с тем, что непосредственность означает, что права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, она также предполагает, что для того, чтобы иметь права и пользоваться ими, дополнительных юридических дозволений не требуется.
  6. Наличие системы гарантий. Сюда входят, во-первых, общие гарантии, предусмотренные Конституцией, то есть право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на самозащиту и так далее. Во-вторых, это специальные гарантии, к примеру, предусмотренный частью 2 статьи 22 Конституции запрет на задержание на срок более 48 часов до судебного решения.
Читайте также:  Взыскание долга без договора и расписки

И, конечно, система гарантий включает органы публичной власти: от президента-гаранта, судов и прокуратуры до органов местного самоуправления и уполномоченного по правам человека.

«Права человека» как научное понятие и варианты его определения

Один из ведущих отечественных исследователей темы прав человека профессор Е. А. Лукашёва в книге «Права человека» (кстати, очень рекомендуем; книга неоднократно переиздавалась и есть в открытом доступе) замечает: «права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объёма этих прав и их реализации».

Это, конечно, не дефиниция в стандартном понимании, но автор отразил всю суть феномена. Действительно, права человека это, заимствуя из другой области, «категория действующего права», индикатор общественного благополучия. Это право в действии, причём не только субъективное, но и то право, которое создаётся государством.

Другой замечательный правовед профессор Т. Н. Радько, традиционно разделяя право на субъективное и объективное, пишет в учебнике для бакалавров «Теория государства и права»: «право в субъективном смысле — это …вид и мера возможного поведения, действия, притязания лица, основанные на принадлежащем ему праве. Это личное, индивидуальное, в том числе и естественное, право человека, которым он может пользоваться, т. е. реализовать его в своих интересах. Субъективное право — это принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве. В этом смысле оно не самовольное, самопровозглашённое право, а гарантированное системой государственно-правовых средств дозволенное действие, притязание, разрешённое требование, законный поступок».

Акценты расставлены ювелирно!

Широко известный в профессиональных кругах профессор М. В. Баглай особое внимание уделил проблеме соотношения прав человека и прав гражданина. В одном из изданий легендарного учебника «Конституционное право Российской Федерации» он пишет: «Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)».

Права человека — это поистине комплексная категория, которую можно раскрывать через понятия «правомочия», «возможности», «высшая ценность» и другие, рождающиеся, в том числе на полях междисциплинарности.

И, конечно, это достижение человечества, что мы вынесли в заголовок не пафоса ради. В третьей части наших очерков рассмотрим актуальное положение дел в рассматриваемой сфере.

В 21 веке классическая концепция прав человека терпит множество вызовов. О том, как «чувствует» себя достижение человечества в условиях глобализации, цифровизации, геномных исследований, мы поговорим в следующий раз.

Закажите услугу

Вы оставляете заявку
Вы оставляете заявку

Мы связываемся с Вами
Мы связываемся с Вами

Изучаем материалы дела
Изучаем материалы дела

Подписываем договор
Подписываем договор

Решаем вопрос
Решаем вопрос

Получаем результат
Получаем результат