Содержание Для каждого автомобилиста в нашей стране предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности — ОСАГО. Но практика показывает, что необходимо уделять повышенное внимание правильному заполнению всей документации и другим моментам для ...
Права человека — высшая ценность и достижение человечества
Содержание
Слово автора
На сайте Совета Европы об этом феномене написано следующее: «Права человека подобны броне: они защищают вас; они подобны правилам, поскольку говорят вам, как можно себя вести; и они подобны судьям, потому что вы можете к ним взывать. Они абстрактны — как эмоции, и как эмоции они принадлежат каждому и существуют, что бы вокруг ни происходило. Они подобны природе, потому что их можно попирать; и подобны духу, потому что их невозможно разрушить. Подобно времени, они одинаково относятся ко всем нам: богатым и бедным, старым и молодым, белым и чёрным, высоким и низкорослым. Они предлагают нам уважение, и требуют от нас относиться с уважением к другим. Мы можем иногда расходиться в определении доброты, истины и справедливости, но, встретившись с ними в жизни, мы их обязательно узнаем».
Концепция прав человека это настоящая философия бытия, в котором человек возвышается над миром живых существ и есть «мера всех вещей» (Протагор). Это настоящая юриспруденция, потому что классическая теория естественного права, юридическая социология, правовая аксиология и многие другие направления современных исследований непредставимы без обращения к идее прав человека. Наконец, это поистине достижение человечества, ведь именно идея прав человека вдохновляла цивилизованный мир на документы от Билля о правах 1689 года до Международного билля, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а также факультативные протоколы к ним.
Тема прав человека неисчерпаема. С этим соглашаются учёные-правоведы, исследующие новые горизонты прав человека как «универсальной социальной ценности в тисках земных противоречий» (В. В. Невинский). Это чувствуют молодые бакалавры, которым только прочитан курс теории государства и права (конечно, если эти молодые бакалавры пришли в профессию с открытым сердцем). Об этом догадываются и те специалисты, чья деятельность не связана с юриспруденцией, потому что права человека принадлежат всем.
Прелюдия вышла долгой неспроста. Тема настолько многослойная, интересная и по-настоящему важная, что впервые мы решили не ограничиваться одним материалом, а сделать несколько серий. В итоге получилась трилогия «Права человека — высшая ценность и достижение человечества».
В сегодняшней первой части мы рассмотрим исторический аспект, затронем вопрос эволюции идеи прав человека в контексте развития человечества.
Вторая часть будет посвящена категории «права человека», многообразию её научного осмысления и подходов к пониманию. Забегая вперёд, заметим, что на права человека (казалось бы, самую кондовую тему в праве) существует масса разнообразных углов зрения.
Третью часть мы посвятим правам человека в современном мире. Цифровое право (IT-law), Lex genetica и биоэтика (генетические тестирования, генетическая инженерия и их социально-правовые последствия), глобализация и всё, что из неё проистекает, — это происходит сегодня, трансформирует классическую концепцию прав человека и представляет большой интерес. «Соматические права», право на забвение, право на смерть, право на жизнь после жизни — тоже права человека в новой реальности.
Итак, часть первая ретроспективная.
Часть первая
«Права человека. От законов Хаммурапи до Всеобщей декларации»
Древний мир: Хаммурапи, фараоны, Конфуций, Африканский взгляд
Идея, согласно которой люди обладают неотъемлемыми правами, возникала во многих культурах ещё в древности. Юридические памятники говорят нам о том, что ценность прав человека не является достижением либеральной западной мысли или изобретением аксиологии права в ХХ веке. Всё было гораздо раньше.
Человек всегда жаждал справедливости. За справедливость пролилось немало крови в мировой истории, но ничего более универсального и действенного для достижения справедливого порядка, чем юридические инструменты, человечество придумать не сумело, хотя и воевать не перестаёт для усиления эффекта.
Первым письменным кодексом, в котором монарх давал торжественное обетование «править царством справедливо, истреблять злых и жестоких, не позволять сильным притеснять слабых», был Свод законов Вавилонского царя Хаммурапи (около 2000 г. до н.э.).
Древний Египет не ушёл далеко. Примерно в то же время, что и в Вавилоне, некий фараон постановлял: «Когда с Верхнего или Нижнего Нила приезжает проситель, сделайте так, чтобы был соблюдён обычай и уважались права каждого человека».
На Востоке большую роль сыграло учение Конфуция, одна из главных идей которого заключается в сострадании и любви к другим людям. Именно Конфуцию первому приписывают слова: «Не желай другим того, чего не желаешь себе». Современные китайские юристы верят, что в основе идеи защиты прав человека лежит именно учение Конфуция.
Африканский взгляд на мир в древности обозначался зулусским словом «ubuntu» (человечность). Содержание слова «ubuntu» лучше всего передаёт выражение «человек становится человеком в обществе других людей». В какой-то степени это понятие применимо к правам человека и современной концепции их пределов: «Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека».
«Ubuntu» — это ещё и предтеча принципа равенства прав людей, живущих в сообществе: никто не выше другого и, лишая других права быть человеком, мы сами перестаем быть людьми. Африка как колыбель человечества не могла не быть первой в постижении этой истины.
XIII-XVIII века: Magna Carta, первый Билль, Джон Локк, Великая французская революция
Серьёзную трансформацию идея прав человека прошла и как концепция оформилась позднее. К смутному ощущению неотъемлемости прав и природной жажде справедливости постепенно прибавлялись понятия достоинства, свободы, равенства.
Потребовались усилия многих поколений и, конечно, тонны крови (куда человечеству без войн и революций?), чтобы идея прав человека была концептуально осознанна.
В 1215 году в Англии принимается Великая хартия вольностей (Magna Carta), которая принудила короля впредь править согласно закону. Справедливо заметить, что Хартия защищала лишь права привилегированного класса, а не права человека вообще. Но это был первый юридический документ, отдалённо напоминающий современные конституции и конвенции, и на него ссылались, чтобы защитить свои свободы.
На этом, как известно, англичане не успокоились. В 1689 году английский парламент принял Билль о правах («Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны»). Помимо положений, ограничивавших власть монарха, Билль декларировал целый ряд прав подданных: свободу подачи петиций королю; свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда; свободу от чрезмерных наказаний; свободу слова и дебатов; свободу выборов в парламент.
Для концепции прав человека в Новое время Билль о правах — поистине революционный документ.
Большой вклад в эту концепцию внёс английский философ Джон Локк. Своё учение он строил в рамках естественно-правовой доктрины. Права человека, по Локку, есть неотъемлемое условие его свободы и жизни. Права являются неотчуждаемыми и стоят превыше государства, поскольку человек определяется как высшая ценность. Локк настаивал, что права человеку принадлежат от рождения, а не даруются государством. Более того, легитимность государства зависит от того, насколько оно соблюдает эти права.
Идеями Джона Локка вдохновлены современные конституционные документы. Надо сказать больше: именно Локк считается основателем теории конституционализма, автором принципа разделения властей, доктрины правового государства и гражданского общества. Откройте Конституцию Российской Федерации: с каждой страницы первых двух глав английский философ посылает нам «чеширские» улыбки.
На благо концепции прав человека потрудились и французы. В 1789 принимается легендарная Декларация прав человека и гражданина. И здесь велик вклад философов: Вольтера, Монтескьё, Руссо и других. В Декларации впервые чётко артикулирована идея равенства, провозглашена свобода (помните «Свобода, равенство, братство»?), регламентирован естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Этот грандиозный документ, в котором отразились идеи естественного права, до сих пор является фундаментом французского конституционализма.
XX век: тяжёлый путь к Международному биллю о правах человека и …снова «ubuntu»
Казалось бы, как после великих идей Просвещения человечество не смогло предотвратить мировые войны в XX веке? Но вопрос лишён смысла. Войны не прекратятся, пока будет стоять мир. Вторая мировая война стала самой жуткой катастрофой всех времён и продемонстрировала, что человечеству необходим всеобщий договор о правах человека. Устав ООН в этом плане был явно недостаточен.
10 декабря 1948 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Декларация, несомненно, стала крупным достижением своего времени. И сегодня, несмотря на звучащие порой предложения отменить её как документ, «сыгравший свою историческую роль», Декларация остаётся самым важным в мире инструментом защиты прав человека.
Всеобщая декларация прав человека стала ядром так называемого Международного билля о правах человека. В него также вошли Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба приняты в 1966 году) и факультативные протоколы к ним.
В 1950 рядом стран была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод, известная как Европейская конвенция по правам человека. В России Конвенция и некоторые протоколы к ней ратифицировали только в 1998 году.
Проходит время, международные и национальные документы о правах человека продолжают принимать. Появляются акты, направленные на защиту прав отдельных социальных групп: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц и так далее и тому подобное.
Актов много, каталог их пополняется. Вот только человечество не перестаёт воевать. Может, нам стоит мысленно вернуться в свою колыбель, в Африку, и вспомнить про «ubuntu», веру во вселенские узы общности, связывающие всё человечество?
Когда ваш покорный автор готовил этот материал, ему на глаза попалась статья «Ubuntu — я есть, потому что ты есть».
Пожалуй, ссылка на неё — лучший эпилог для первой части нашей трилогии. Буду надеяться, что вы пройдёте по этой ссылке.
А продолжение следует.
Содержание Представитель ответчика и истца в арбитражном суде предпринимает комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов клиента в рамках арбитражного процесса. Важно отметить, что юрист, представляющий клиента в ...
Рассмотрим понятие «форс-мажор» в таких международных актах, как: Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее — Конвенция ООН); Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (далее — ...