В настоящей статье проанализированы возможности возврата товара надлежащего качества покупателем-предпринимателем и покупателем-потребителем. Рассмотрим условия возврата товара надлежащего качества покупателем-предпринимателем. В случае возврата приобретенного товара субъектом предпринимательской деятельности, Закон «О защите ...
Правомерность включения чаевых в счет
Для ответа на вопрос правомерности включения чаевых в счет, первоначально следует обратиться к понятию «чаевые» и в целом к вопросу правомерности оплаты клиентом таких «благодарностей».
По мнению Роспотребнадзора, указанного на официальном сайте службы, чаевые представляют собой надбавку к оплате за услугу, которую клиент добровольно уплачивает обслужившим его работникам, если он остался доволен их работой.
Роспотребнадзор также разъяснил, что безвозмездная передача денежных средств клиентами организации работникам в виде чаевых отвечает признакам договора дарения, закреплённым пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Такая сделка совершается в устной форме, так как законом не предусмотрена обязательная письменная форма для нее, и моменты совершения и исполнения сделки совпадают. Такое обстоятельство, что клиенты дарят деньги не просто так, а за хорошее обслуживание, не свидетельствует о возмездности таких отношений. Роспотребнадзор прямо указывает, что в случае добровольной уплаты клиентом чаевых, кафе обязано отразить их в чеке в качестве выручки (Письмо Роспотребнадзора «О правилах оказания услуг общественного питания» от 30.09.2020г.).
Также необходимо отметить, что на работников, получивших чаевые, не возлагается налоговое бремя вследствие того, что пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) не облагаются налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.
Теперь перейдем к вопросу правомерности включения чаевых в счет.
В соответствие с пунктом 19 Правил оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515), исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
В соответствии со статьей 16 Закона «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они возмещаются изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объёме.
По мнению Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС России), чаевые не являются частью цены заказа даже при включении их в счет отдельной строкой, указывающей на возможность клиента оплаты чаевых по своему желанию, размер которых определяется как процент от стоимости обслуживания. Чаевые не являются по своему существу платой за товар или оказанные услуги, а могут расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту (например, Постановление ФАС Центрального округа от 22.07.2003 по делу № А54-618А/03-С21).
Часть 2.1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствие с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что организация (т.е. исполнитель) не имеет права без согласия потребителя:
-
выполнять дополнительные услуги за плату;
-
включать в заказ иные расходы, не включенные в стоимость продукции, указанной в меню.
Таким образом, потребитель при обнаружении в чеке включенных в счет чаевых вправе отказаться от оплаты чаевых, а если они уже были уплачены, то вправе потребовать их возврата, в том числе посредством направления претензии организации или через жалобу в Роспотребнадзор. В случае игнорирования претензии/ отказа в удовлетворении требований, то потребитель вправе обратиться в суд общей юрисдикции. Таким образом, оставление чаевых — это исключительно добровольное дело посетителя.
Тюрина Д.В.
Содержание Расчет неустойки по ДДУ Неустойка – это денежная сумма, которую застройщик обязан выплатить дольщику в случае нарушения сроков сдачи объекта недвижимости или других условий договора. Ее размер определяется законодательством ...
Содержание Взыскание компенсации по договору ДДУ Договор долевого участия (ДДУ) – это соглашение между застройщиком и физическим или юридическим лицом, по которому дольщик (покупатель) передает застройщику денежные средства в счет ...