Содержание Представитель ответчика и истца в арбитражном суде предпринимает комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов клиента в рамках арбитражного процесса. Важно отметить, что юрист, представляющий клиента в ...
Понятие «санкции» в международном праве
За последнее десятилетие особенное внимание стало уделяться терминологической проблеме понятия «санкции». Ключевым аспектом стал вопрос о природе санкций в контексте международного и российского права.
Проблема односторонних ограничительных мер, или санкций, относится к числу наименее разработанных сфер международного права, поскольку как само их понятие, так и их правомерность с точки зрения международного права остаются достаточно спорными. Рассмотрим, что же означает понятие «санкции».
На настоящий момент международно-правовые акты не содержат четкого определения понятия санкций. Обычно под санкциями понимаются принудительные действия, принимаемые одним государством или группой государств, с целью убедить и принудить определённое государство прекратить действия, нарушающие международное право. В то же время существуют и иные основания применения принудительных действий в виде санкций. На практике они могут быть введены вследствие угрозы миру и безопасности, актов агрессии отдельных государств.
Понятия «санкции» не содержит и такой основной международно-правовой акт как Устав Организации Объединенных Наций (далее – Устав ООН). Согласно статье 39 Устава ООН, Совет Безопасности ООН (далее — СБ ООН) в случаях возникновения любой угрозы или нарушения мира или же акта агрессии для поддержания и восстановления международного мира и безопасности вправе предпринимать определенные меры — принудительные действия, которые включают полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Статья 42 Устава ООН предполагает применение военной силы в случаях, если мер, предусмотренных статьей 41, будет недостаточно. Такие принудительные меры и можно считать санкциями.
Согласно статье 103 Устава ООН, обязательства членов ООН имеют преимущественную силу перед их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, что говорит о доминирующей силе санкций СБ ООН. В главе VIII Устава ООН определена роль региональных организаций, в частности в деле реализации мер принуждения. Необходимо обратить особое внимание на статью 53 Устава ООН, согласно которой региональные организации могут под руководством СБ ООН осуществлять санкционное давление в отношении какой-либо страны. То есть региональные организации могут следовать санкциям, вводимыми СБ ООН, с другой же стороны, они сами могут вводить санкции только с одобрения СБ ООН. Также согласно статьи 54 Устава ООН, СБ ООН должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности, что подчеркивает лидирующую роль ООН в таких вопросах.
Нельзя не отметить, что в соответствие со статьями главы VII, санкции, принимаемые СБ ООН, являются окончательными и пересмотру не подлежат. Их не могут оспорить ни Международный суд, ни какая-либо иная организация.
Что касается односторонних экстерриториальных мер принуждения, введенных отдельными государствами при отсутствии решения об этом СБ ООН, такие меры объявлялись нелегитимными, несоответствующими международному праву и Уставу ООН и, следовательно, не подпадали под определение «санкции» .
Следует обратиться и к иным международным актам. В пункте 2 «Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета» (принята 21.12.1965г.) говорится о том, что никакое государство не имеет право использовать или поощрять использование экономических, политических или иных мер для вынуждения другого государства подчинить осуществление своих суверенных прав или для получения каких бы то ни было от него выгод. Аналогичное положение также содержится и в статье 32 «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (принята 12.12.1974г.).
Принцип невмешательства во внутренние дела государств, включая запрет применения или поощрения использования экономических, политических или иных мер любого иного характера с целью добиться подчинения другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него преимуществ, был закреплен также в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970г.).
В докладе Специального докладчика ООН по вопросу о негативном влиянии односторонних принудительных мер на соблюдение прав человека, представленном Идрисом Джазаири, подчеркивается, что под односторонними мерами понимаются любые действия, исключая те, что принимаются в соответствие со ст. 41 Устава ООН. В частности, после принятия решения СБ ООН о применении санкций государства — члены обязаны (с учетом права на самооборону) следовать этим решениям, не изменяя и не урезая их содержания в соответствии со ст. 25, 48(2) и 103 Устава ООН. Именно эти меры считаются международными санкциями. Принудительные меры, предпринимаемые региональными объединениями государств или одним из их членов в отношении третьих стран, рассматриваются как односторонние в том смысле, что они основываются на правилах, не признанным страной, против которой они направлены.
Докладчик также подчеркнул, что для обозначения односторонних принудительных мер широко используется целый ряд терминов. Иногда они называются «санкциями», иногда — «ограничительными мерами», а иногда эти термины даже используются взаимозаменяемо или даже вместе, например как «ограничительные меры (санкции)». В отличие от «санкций» понятие «ограничительные меры» лишено нравственной окраски и карательного значения. Однако оно не учитывает «односторонность», что связано с вопросом о легитимности таких мер, поскольку всему одностороннему при определенных обстоятельствах может недоставать легитимности.
В российском законодательстве также не содержится определения международных санкций. Речь идет об ограничительных мерах в политической и экономической сфере. Что в себя включают такие меры, пояснили в Минэкономразвития России. Министерство указало, что международно-правовые санкции – это меры принудительного характера, которые предпринимает Совет Безопасности ООН на основании Устава (раздела VII Устава). Минэкономразвития отмечает, что международные санкции – это термин, который не может применяться для односторонних мер принуждения, которые вводит отдельное государство.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что только меры, вводимые решением СБ ООН, можно юридически считать международными санкциями, и только в этом случае они могут считаться легитимными. Остальные ограничения должны рассматриваться исключительно как односторонние меры, иначе необходимо признать, что они имеют ту же силу и статус, что и решения СБ ООН. В заключение можно привести слова российского государственного деятеля Клишаса А. А.: «современная практика введения односторонних санкций противоречит основам международного правопорядка, поскольку нарушает принцип суверенитета, тем самым подрывая основу для устойчивого развития государств, в отношении которых вводятся ограничительные меры, как правило, носящие исключительно политический характер»[1].
«14» июня 2024 г.
Тюрина Д.В.
[1] Клишас, А. А. О вмешательстве США и ЕС во внутренние дела государств. [Электронный ресурс]/ А.А. Клишас // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – Режим доступа: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/81083/.
Содержание Покупка квартиры – это серьезный шаг, который требует тщательной подготовки. Кто же поможет вам лучше всего справиться с этой задачей – риэлтор или юрист? Идеально, если вы воспользуетесь услугами ...
Содержание Уменьшение неустойки по ДДУ Снижение неустойки по ДДУ – это процедура, при которой суд может снизить размер денежной компенсации, которую застройщик должен выплатить дольщику за нарушение условий договора. Такая ...