Содержание Взыскание долгов без суда и в судебном порядке Взыскание долгов – это процесс принудительного возвращения денежных средств или имущества, которые должник не желает отдавать добровольно. Есть два основных способа ...
Понятие и виды налоговых проверок
Содержание
Доходы бизнеса, вне зависимости от масштаба и сферы деятельности, находятся под пристальным вниманием государства. В целом это связано с исчислением и уплатой налогов и сборов. Управляют процессом налоговые органы, имеющие в арсенале контрольные проверки. Очевидно, что такие важные мероприятия должны проводиться в пределах компетенций исполнителей и не нарушать законных прав и интересов налогоплательщиков. В этой связи давайте определимся – кто же первым попадает под прицел государства и как распознать неправомерные действия уполномоченных сотрудников?
Сущность контроля
Все участники экономических отношений обязаны соблюдать налоговое законодательство. Но его регулярные обновления, а также желание граждан и организаций оптимизировать систему учёта, нередко приводят к ошибкам в налогообложении. Цена таких погрешностей может оказаться значительной – от крупного штрафа и доначислений до ликвидации предприятия.
Учитывая серьёзность последствий, любые действия в целях поддержания налоговой дисциплины требуют полных и достоверных данных об участниках правоотношений. Информация создаёт основу для комплексного регулирования, в том числе контроля. Среди его основных направлений выделяют:
- формирование государственных доходов;
- исполнение правовых установок, включая экспертизу применения льгот;
- выявление проблемных мест в области финансовых обязательств;
- обеспечение наступления ответственности для виновных лиц.
Интерес налоговиков в первую очередь связан с такими показателями хозяйственной деятельности, как низкая налоговая нагрузка, слабые темпы роста доходов, стабильные убытки, внушительные суммы вычетов (НДС), сокращение фонда заработной платы, преимущественная работа с посредниками и др. Гражданам и организациям стоит внимательно относиться к подобным ситуациям, чтобы не оказаться в зоне риска.
Налоговый контроль – это целый комплекс мер по реализации норм отраслевого права, в котором налоговые проверки являются наиболее эффективными действиями уполномоченных органов государственной власти.
Виды налоговых проверок
Задачи контрольных органов довольно разнообразны – от формирования доходной части бюджета до пресечения правонарушений в налоговой сфере, что объясняет дифференцированный подход к их решению. Выбор того или иного способа проверки также зависит от множества факторов, среди которых:
- объект контроля (действие либо бездействие проверяемого лица);
- основания для проведения инспекции;
- особенности ведения бухгалтерского учёта;
- финансово-правовой режим доходов и расходов налогоплательщиков, как, например, в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (гл. 14.5 НК РФ), другие факторы.
В зависимости от периода проведения различают предварительные, текущие и последующие контрольные мероприятия. Первые два вида мер проводятся до наступления и во время отчётного налогового периода соответственно. Их ключевое значение заключается в предупреждении правонарушений через экономическую оценку налогоплательщика и проводимую с ним разъяснительную работу. Это позволяет смягчить последствия от неправильного применения законодательных норм.
Последующий контроль реализуется по окончании отчётного периода. Его отличает углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта. Ревизия позволяет по факту оценить работу предприятия или физического лица, проверить документацию, оценить эффективность двух предыдущих этапов контроля.
По месту проведения налоговые проверки подразделяют на камеральные и выездные.
Камеральные проверки
Камеральные проверки – наиболее распространённый вариант. Согласно ст. 88 НК РФ они проводятся по адресу ИФНС на основании расчётов и деклараций за отчётный период.
В течение трёх месяцев со дня получения документов от налогоплательщика (за исключением иностранных компаний) сотрудники анализируют полученные материалы, проверяют полноту исполнения обязательств, при необходимости, запрашивают дополнительные сведения и объяснения, выявляют задолженность по налоговым поступлениям в бюджет и обеспечивают их последующую корректировку.
Граждане и организации обязаны передавать информацию самостоятельно либо по требованию в сроки, установленные законом. За игнорирование запросов налоговиков применяются штрафы, предусмотренные ст. 126 НК РФ, а также административная ответственность в соответствии со ст. 15.6 КоАП РФ. При этом важно учитывать положение п. 4 ст. 108 НК РФ о том, что привлечение компании к налоговой ответственности не освобождает её должностных лиц от административного, уголовного и иных видов наказания (п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 12.05.2021 г. № 17-П).
На основании ст. 93.1 НК РФ необходимая информация может быть запрошена уполномоченными органами у третьих лиц. Как правило, это контрагенты налогоплательщика. В данном случае участники контрольного мероприятия имеют дело с так называемой «встречной проверкой». Источниками являются договоры либо иные документы, содержащие необходимые сведения о деятельности проверяемого лица. Основная цель дополнительных запросов – проверка фактического осуществления сделок и реальное наличие их участников, а также сверка данных финансово-хозяйственных операций. Любое расхождение может быть рассмотрено под углом расчёта налогооблагаемой базы предприятия. Если выяснится, что произошло уменьшение, то ставится вопрос о допущенном нарушении и установлении виновных в этом лиц.
Информация, полученная в ходе камеральных проверок, может быть использована для организации выездных мероприятий.
Выездные проверки
Выездные проверки налоговые органы осуществляют по месту нахождения проверяемого лица. Если на его территории возможность для инспекции отсутствует, то используют иной вариант – по адресу проверяющего учреждения. Однако данное обстоятельство не означает превращения выездной проверки в камеральную. Специфика процедуры проведения и порядок допуска к ней сохраняются (Определение КС РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О).
Поэтапный регламент закреплён ст. 89 НК РФ. Решение о начале действий принимает руководитель уполномоченного подразделения (его заместитель). Документ оформляется в соответствии с приказом ФНС РФ от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628@ (Форма по КНД 1160031). В его содержании указывается:
- наименование компании или физлица, которому адресовано решение;
- основание и предмет проверки с указанием налога (налогов) и проверяемого периода, не превышающего 3-х лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
- фамилии и звания уполномоченных сотрудников, включая представителей органов внутренних дел;
- подпись и дату документа.
На основании статей 89-94 НК РФ проверяющие лица вправе пройти на территорию налогоплательщика и осмотреть её, получить нужные бумаги, ознакомиться с ними, провести инвентаризацию имущества, а также выемку документов (предметов).
Срок, отведённый для контрольных действий, по общему правилу не может превышать двух месяцев. По ряду причин допускается увеличение промежутка времени до четырёх, в крайнем случае – шести месяцев. Такие основания закреплены Приложением № 6 к указанному выше приказу.
В отношении хозяйствующего субъекта закон запрещает проведение двух и более выездных проверок по одним и тем же налогам в течение 1-го календарного года. В порядке исключения возможно проведение дополнительного мероприятия сверх установленного лимита, но только по решению руководителя федерального уровня (п. 5 ст. 89 НК РФ).
По завершении дела результат оформляется актом. Документ должен появиться в пределах двух месяцев от даты справки об окончании выездных мероприятий (ст. 100 НК РФ) и соответствовать утверждённой форме.
Ошибки инспекторов, влияющие на результат проверки
Налоговые инспекторы, как и рядовые налогоплательщики, не защищены от ошибок. Возникают они по разным причинам. Это может быть как банальная некомпетентность или невнимательность, допущенная в работе, так и злоупотребления уполномоченных сотрудников. Однако налоговое законодательство содержит только два существенных основания для отмены вынесенного решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ):
- ограничение или исключение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки, включая положение ст. 101.4 НК РФ;
- нарушение права подавать собственные объяснения.
Эти основания объединяют различные виды нарушений. Среди них может оказаться:
- несоблюдение порядка уведомления;
- привлечение к ответственности по причинам, не указанным в акте;
- превышение максимального трёхлетнего периода, который берётся за основу рассмотрения в ходе проверки;
- отсутствие в акте ссылок на подтверждающие документы и др.
В заключение
В большинстве случаев плательщикам налогов требуется помощь юристов для того, чтобы правильно применить инструменты защиты и снизить шансы привлечения к ответственности. С нашими экспертами по налогам вы можете детально проработать документацию, профессионально обосновать взаимодействие с контрагентами, подготовить офис к выездным мероприятиям (выемке, допросам, обыскам и др.).
Благодаря консультациям наши клиенты хорошо знают свои права и обязанности, а также пределы полномочий представителей налоговых органов. Защита интересов доверителей во время проведения инспекций является одним из приоритетных направлений компании. Наш опыт работы позволяет предлагать индивидуальные решения, в основе которых лежат обстоятельства конкретных дел.
15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Это событие оказалось почти незамеченным на фоне мировой коронавирусной паники, хотя в России защита прав потребителей — тема популярная. ...
Доходы от продажи квартиры, приобретенной до 1 января 2016 года, облагаются налогом по прежним правилам С 01 января 2016 года минимальный срок владения некоторыми объектами недвижимого имущества в целях освобождения ...