ЮК Юридиция

info@yurfirm.ru Бесплатная консультация
Проспект Мира, д. 95, стр. 1, этаж 17, офис 1705

Конституционный Суд выразил правовую позицию относительно одиночных пикетов

19 мая 2021 года на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации было опубликовано Постановление № 19-П по делу о проверке конституционности части 11 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И. А. Никифоровой.В 2020 году заявительница, казанская экоактивистика Ирина Никифорова, через социальную сеть организовала проведение одиночных пикетов против строительства мусоросжигательного завода в Казани. В результате в течение нескольких дней у здания правительства Республики Татарстан проводилось по одному пикету.

КС по пикетуЗаявительница обратилась в орган конституционного контроля после того, как Вахитовский районный суд назначил ей наказание в виде обязательных работ на срок 30 часов за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 «Нарушение  установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Гражданке вменялось в вину то, что она не направила в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом публичном мероприятии. Постановление суда первой инстанции было обжаловано, но оставлено без изменения Верховным Судом Республики Татарстан и Шестым кассационным судом общей юрисдикции.

По мнению гражданки Никифоровой, оспариваемые нормы, которые были применены судами общей юрисдикции в её деле, ограничивают свободу слова и право на пикетирование, а организованная ею акция не создавала угрозы общественному порядку.

Конституционный Суд, основываясь на ранее выраженных позициях, подтвердил, что предусмотренное статьёй 31 Конституции право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в России как демократическом правовом государстве. Суд подчеркнул, что действующая процедура уведомления органов власти о планируемых публичных мероприятиях преследует цель заблаговременно довести до них информацию о форме, месте, времени начала и окончания публичного мероприятия. Вместе с тем закон не исключает и таких способов осуществления гражданами права на свободу мирных собраний, которые не требуют предварительного направления соответствующего уведомления. Одиночные пикеты относится именно к таким способам.

Читайте также:  Государственная Дума рассмотрит возможность разрешения досрочного выхода на пенсию

Безусловно, несколько одиночных пикетов, объединённых единым замыслом и общей организацией, суд может признать пикетированием, осуществляемым группой лиц, и тогда предварительное согласование будет необходимо. Однако если одиночные пикеты проводятся в течение нескольких дней с участием в них не более одного гражданина в день, как в рассматриваемом случае, это не подпадает под критерии группового мероприятия и, соответственно, не нарушает установленный порядок организации либо проведения пикетирования.

Резюмируя анализ ситуации, Конституционный Суд пришёл к выводу, что оспариваемые заявительницей нормы сами по себе соответствуют Конституции Российской Федерации, а вот их применение судами в истолковании, позволившем квалифицировать совокупность одиночных пикетов в качестве единого публичного мероприятия и привлечь организатора к административной ответственности, противоречат требованиям целого ряда статей Основного закона, в частности, статьям 15 (часть 2), 19 (часть 1), 31 и 55 (часть 3).

На этом основании Суд постановил, что дело Ирины Никифоровой подлежит пересмотру.

Закажите услугу

Вы оставляете заявку
Вы оставляете заявку

Мы связываемся с Вами
Мы связываемся с Вами

Изучаем материалы дела
Изучаем материалы дела

Подписываем договор
Подписываем договор

Решаем вопрос
Решаем вопрос

Получаем результат
Получаем результат