Возврат денег за туристические путёвки — сегодня как никогда актуальный вопрос. Турпутёвки, которыми не удалось воспользоваться в связи с мировой эпидемией коронавируса, оказываются совершенно ненужной и довольно дорогой покупкой. Уехать в путешествие уже нельзя, но вернуть деньги за не состоявшееся турне вполне можно.
Право туриста требовать возврата денег за неиспользованную путёвку
В отношениях с туроператором клиент является потребителем, поэтому на него распространяется законодательство о защите прав потребителей, в частности, статья 32 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая гласит: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов». То есть расторгнуть договор на туристические услуги можно в любое время, возместив турфирме фактически произведённые расходы. Важно подчеркнуть, что речь только о фактически понесённых туроператором расходов, притом, если они: а) понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; б) возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора; в) подтверждены документально (например, платёжными документами, квитанциями, туристическими ваучерами, страховыми полисами и прочее).
В случае, если отказ от путешествия обусловлен с эпидемиологической обстановкой, связанной с коронавирусом, действует статья 451 Гражданского кодекса РФ о существенном изменении обстоятельств. В соответствии с этой нормой изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях.
Это как нельзя лучше подходит к ситуации, ведь если можно было предвидеть масштабы коронавирусной угрозы в апреле 2020, то в декабре 2019 вы вряд ли покупали бы тур по городам Италии.