ЮК Юридиция

info@yurfirm.ru Бесплатная консультация
Проспект Мира, д. 95, стр. 1, этаж 17, офис 1705

Проверяем контрагента правильно

актуально на 19.04.2024

Содержание

Проверка партнёра в современных реалиях ведения бизнеса — не блажь и не прихоть, а необходимая мера. Потенциально сотрудничество почти с каждой 20-й фирмой способно привести к отрицательному результату в виде срывов сроков исполнения поставленных задач, убытков и банального обмана. Чтобы подобные ситуации не расстраивали, нужно заранее собирать данные о контрагенте, поскольку законом это не запрещено.

С чего начать

Разумеется, сначала необходимо удостовериться, что компания существует не только на бумаге, а действительно работает в выбранном направлении, зарегистрировавшись в госорганах. Проверить это можно несколькими законными методами.

  1. Определить подлинность ИНН.

Все мы знаем, что ИНН — не бессмысленный ряд цифр, а официальный код, присваиваемый существующей компании. Понять, подлинный ИНН предоставил поставщик или филькину грамоту, можно через спецпрограмму, предназначенную для формирования сведений о доходах физлиц. Если номер поддельный, он не будет отвечать требованиям алгоритма, и последует оповещение об ошибке. Кроме этого, возможна проверка ИНН на сайте самой налоговой или на портале «Контур.Фокус».

  1. Изучить бухгалтерскую отчётность.

Актуальный бухгалтерский баланс, проверенный налоговой, поможет правильно оценить контрагента. Если он не предоставляет баланс по требованию, следует также воспользоваться сервисом «Контур.Фокус», поскольку в нём собрана бухгалтерская отчётность организаций, подающих документы в Росстат.

Баланс важен по той причине, что позволяет получить именно ту информацию об организации, которая нужна для адекватной проверки. А именно:

  1. Ведёт ли компания деятельность.
  2. Сдаёт ли она отчёты в компетентные органы.
  3. Располагает ли она капиталом и если да, то каким. Мизерный уставной капитал, слишком низкая цена активов и внушительные долги должны настораживать. Да и обороты организации, которые намного ниже суммы предстоящей сделки, тоже не говорят ни о чём хорошем. Поэтому сотрудничать со столь сомнительным контрагентом не стоит.

Взяв на вооружение отчётность, можно получить представление о финансовом положении фирмы и о динамике её деятельности. А чтобы не тратить уйму времени на изучение финотчёта, на сервисе «Контур.Фокус» рекомендуем сразу переходить по ссылке в карточке нужного вам контрагента, ведущей на страницу с мини-финанализом. Так можно рассмотреть основные показатели в бухгалтерских формах и этим самым облегчить себе задачу.

Если же хочется узнать, насколько исправно компания уплачивает налоги и предоставляет налоговую отчётность, стоит заглянуть на сайт ФНС, где фиксируются данные о неплательщиках и нарушителях.

  1. Взять выписки.

Типичная бумага из ЕГРЮЛ прямо доказывает то, что компания действительно зарегистрирована в госорганах и в день взятия этого документа состояла на учёте. Выписка также позволит сверить реквизиты, указанные фирмой в бумагах, и удостовериться в их подлинности.

Взять выписку можно в «Контур.Фокус», в ФНС и напрямую у возможного партнёра. Первый выдаёт документ в кратчайшие сроки, поэтому много времени тратить не приходится. А если ещё поставить контрагента на наблюдение, то сведения о малейших изменениях в ЕГРЮЛ/ЕГРИП начнут приходить на электронный почтовый ящик.

  1. Получить копию документа о госрегистрации.

Её наличие подтвердит то, что контрагент — юрлицо, уплачивающее налоги. При желании можно запросить лист записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, поскольку теперь ИП и юрлица при регистрации получают листы этих двух реестров.

Если не хочется просить возможного партнёра предоставить вышеописанные документы, стоит снова зайти на сайт ФНС или «Контур.Фокус».

  1. Действовать осмотрительно.

Сегодня не достаточно рассмотреть контрагента со всех сторон, чтобы убедиться в его благонадёжности. Необходимо ещё доказать то, что вы не сидели сложа руки, а действительно всячески проверяли возможного партнёра. Зачем это нужно? Причина проста: собранные доказательства помогут при возможных судебных тяжбах легко подтвердить, что вы выполнили всё, чтобы не попасть впросак.

По мнению налоговиков, организации при выборе деловых партнёров поступают неосмотрительно, если:

  • обсуждают поставку и ставят подписи в договорах, не располагая прямыми контактами руководства фирмы-партнёра;
  • не имеют данных о фактическом расположении офиса партнёра и других закреплённых за ним помещений (складов, торговых залов и т. д.);
  • не располагают информацией о госрегистрации партнёра в ЕГРЮЛ;
  • не имеют копий паспорта или иного документа, идентифицирующего руководителя фирмы-контрагента.

Налоговая способна укорить в неосмотрительности ещё и в том случае, если у вас будет отсутствовать информация, касающаяся наличия допуска у предполагаемого партнёра к определённым видам работ, лицензии или другого разрешительного документа, без которого сотрудничать нельзя. А ещё вы обязаны проверять информацию об иных игроках рынка аналогичных услуг и товаров, а не останавливать свой выбор на первой попавшейся компании, чтобы не вызвать сомнение у налоговой.

Ключевые данные об организации

К таковым относятся:

  1. Настоящее место базирования контрагента.

Когда юридический и фактический адреса не совпадают, не нужно на возможного партнёра сразу же навешивать ярлыки. Данные ФНС показывают, что большая часть организаций, работающих на законных основаниях в России, располагаются не по юридическому адресу, указываемому в их документации. Из-за этого налоговая настоятельно советует проверять настоящее местонахождение потенциального партнёра до заключения сделки, а не после неё. Следовательно, нужно самостоятельно выезжать на адреса контрагента, которые известны. Конечно, на это уйдёт время, но лучше перестраховаться, чем потом корить себя за халатность и лень.

Так можно будет уточнить, где на самом деле располагается офис организации, и оценить другие принадлежащие ей помещения. Лучше всего наносить визит инкогнито в роли типичного клиента или физлица, заинтересованного в сотрудничестве.

На сервисе «Контур.Фокус» можно увидеть строительные объекты, которые располагаются по интересующему вас адресу и рядом, благодаря картам «Яндекса» и Google.

  1. «Массовость» адреса.

Однодневные сомнительные фирмы часто используют массовые адреса. Минфин заверяет: если компания при регистрации подаёт недостоверный юридический адрес, то в процедуре ей можно отказать. Если была получена информация о «массовости» адреса, нужно проверять правдивость данных в ЕГРЮЛ.

Контроль над такими адресами постепенно ужесточается, поэтому сегодня налоговая обращается с требованием предъявить в регистрирующий орган правдивые сведения о своём адресе как к новоиспечённым компаниям, так и к уже состоявшимся организациям. Разумеется, отмолчаться ни у кого не получится, поскольку при неподтверждённом адресе предприниматели рискуют потерять место в реестре. Вот поэтому иметь дело с компаниями, использующими сомнительные адреса, рискованно.

Вам может быть интересно:  Процедура исполнительного производства

Для проверки «массовости» адреса нужно открыть сайт ФНС, где с помощью спецсервиса введённый адрес сверяется с перечнем массовых адресов. Помочь в решении этого вопроса может и «Контур.Фокус», который показывает, какие именно организации закреплены за вводимым адресом.

  1. Соблюдение налогового законодательства.

Компаниям разрешено запрашивать в налоговой сведения об уплате налогов каким-либо предпринимателем. Правда, налоговики не обязаны отвечать, поэтому нет гарантии, что у них можно будет узнать, выполняет ли фирма взятые на себя обязательства перед государством и нарушает ли она действующие законы о налогах. Для фиксации факта обращения рекомендуется направлять запрос заказным письмом или самому посещать канцелярию налоговой. В первом случае у вас останется уведомление и опись, а во втором — копия запроса, подтверждающая его принятие. Эти документы тоже являются доказательством осмотрительности компании, желающей проверить потенциального делового партнёра.

  1. Возможности контрагента.

Стоит уделять внимание времени, которое контрагент затрачивает на оказание услуг, производство товаров, доставку; поинтересоваться другими особенностями, характеризующими его возможности. Так можно будет понять, способен ли он соблюдать условия договора надлежащим образом, или нет.

  1. Государственные контракты.

Если компания не единожды имела дело с госконтрактами и добросовестно исполняла обязательства, как того требовали условия договоров, то её можно считать надёжной. Однако при этом необходимо учитывать условия региона, в котором она работает. Информация о госконтрактах представлена на сайте госзакупок. При желании можно проверить некоторые сведения (имя заказчика, номер контракта, его статус) на «Контур.Фокус» и этим самым сэкономить своё время.

  1. Арбитражные дела.

Репутацию налогоплательщика на рынке можно подвергнуть анализу и по арбитражным делам, которые также подтвердят вашу осмотрительность. Нужно выявить, участником каких споров являлся контрагент, был ли он замешан в сомнительных схемах, связанных с налогами, и есть ли иски по неисполнению обязательств. Если споров в истории организации достаточно много, стоит очень хорошо подумать, прежде чем начинать с ней сотрудничать.

Типичность споров также заслуживает внимания. Компания, участвующая в очень похожих спорах, скорее всего, предлагает договоры, в которых есть подводные камни, рассчитанные на клиентов, не разбирающихся в нюансах законодательства. Но, прежде чем уличать возможного контрагента в хитрости, нужно провести экспертизу споров с участием опытного юриста.

Проверка юрлица в этом случае выполняется двумя способами:

  1. Через «Контур.Фокус», куда арбитражные дела попадают непосредственно из картотеки ВАС. Алгоритм самостоятельно привязывает дела к карточкам фирм даже при отсутствии точной информации об их реквизитах. Открыв карточку, можно увидеть, сколько дел фирма выиграла/проиграла и в каком объёме исковых требований принимала участие.
  2. Непосредственно на сайте ВАС в картотеке арбитражных дел. Чтобы получить исчерпывающую информацию об интересующем вас контрагенте, необходимо внести его название или указать ОГРН/ИНН. Система быстро осуществит поиск и выдаст перечень дел, в которых участвовала организация. Каждое сопровождается процессуальной документацией и сведениями о стадии судебного разбирательства.

Сведения о людях

К таковым относятся:

  1. Информация о ключевых фигурах.

Массовость сегодня — большая проблема не только адресов, но и людей, стоящих у руля компаний. Если наблюдается сей факт, то контрагент, возможно, входит в ряды однодневок. Посредством «Контур.Фокус» можно определить, какое количество организаций учреждено конкретным человеком, какую должность он в них занимает и сколько из таких фирм продолжают свою работу. На сайте ФНС доступна информация и о том, какие физлица являются руководителями/учредителями юрлиц и сколько таких юрлиц с ними связано.

  1. Характер полномочий руководителей.

Минфин советует при проверке возможного делового партнёра требовать документы, подтверждающие полномочия руководителя/представителя. Если на бумагах свою подпись ставит последний, следует запрашивать у фирмы документ (например, доверенность), который будет подтверждать его право делать это от лица компании.

Не стесняйтесь просить у предполагаемого контрагента документы, удостоверяющие личность руководителя. Это позволит сравнить данные и убедиться, что паспорт действительно принадлежит человеку, который возглавляет фирму.

  1. Информация о дисквалификации.

Физлица, попавшиеся на подделке бухгалтерских, учётных документов, организации липового банкротства, сокрытии принадлежащего им имущества и на иных подобных поступках, часто заносятся в чёрный список налоговой. Проще говоря, данные о них появляются в реестре дисквалифицированных лиц, а дисквалификация не позволяет:

  • занимать должности, связанные с управлением;
  • состоять в совете директоров;
  • заниматься предпринимательством по управлению юрлицом.

На сайте ФНС рекомендуется проверять главу фирмы «на чистоту» через удобный спецсервис. Для выполнения поиска требуется ввести ОГРН и название организации.

Информация о сделках

В данном случае проверяются:

  1. Персональные контакты сторон.

При сделке их наличие — важное условие, поскольку они тоже могут стать подтверждением осмотрительности. Если по каким-то причинам эти контакты отсутствуют, следует собрать сведения, объясняющие условия подписания договора: например, какие люди вели переговоры, кто из сотрудников компании доставил товар и т. д.

  1. Документация.

Тщательное изучение бумаг, сопровождающих сделку, позволит оградить себя от претензий со стороны налоговых инспекторов и в будущем избежать судебных прений. До заключения договора следует уделять внимание:

  1. Соответствию документации НК РФ и остальным законам.
  2. Логическим противоречиям. Таковые должны полностью отсутствовать.
  3. Подписям. Нужно собрать бумаги и сравнить подписи сотрудников. Если от имени одного сотрудника/руководителя проставлены разные подписи, то такие бумаги ИФНС может признать фиктивными.

В прошлом году ФНС активировала сервис «Прозрачный бизнес», позволяющий быстро получать различные данные о налогоплательщиках в одном месте. Вбив в поиск ИНН, ОГРН, можно увидеть, когда и как юрлицо было образовано, где оно проходило регистрацию, каким капиталом располагает и т. д. Если вы видите в разделе знак треугольника, уделите информации повышенное внимание.

Поделится статьей:
Вам может быть интересно:
Порядок ликвидации юридического лица
Марина Михалева

Содержание Наряду с понятием «создание юридического лица», в гражданском обороте используют термин «ликвидация», который характеризует завершающий этап деятельности организации без перехода прав и обязанностей к другому лицу в порядке правопреемства. ...

Юридическая ответственность за клевету: обзор законодательства – 2021
Юридическая ответственность за клевету: обзор законодательства – 2021
Виктория Бурла

Содержание «Клевета»: как это было. У уголовной статьи «Клевета» долгая и противоречивая история. Статья с таким названием существовала ещё в первоначальной редакции УК РФ под номером 129. В той версии ...

Аффилированность юридических лиц
Марина Михалева

Содержание Отличительной особенностью добросовестной компании является её внешняя автономия. Если самостоятельность утрачивается или появляются признаки зависимости от других участников имущественных отношений, то создаётся ситуация особого правого положения – аффилированности. Такой ...

Закажите услугу
Вы оставляете заявку
Мы связываемся с Вами
Изучаем материалы дела
Подписываем договор
Решаем вопрос
Вы получаете результат